У Пекина полет на Луну, самолеты, электромобили, а у Москвы в науке 47-е место

У Пекина полет на Луну, самолеты, электромобили, а у Москвы в науке 47-е место

Как известно, Китай готовится к осуществлению пилотируемой экспедиции на Луну, которая запланирована на 2025 год. Все основные технологии разработаны и отработаны в ходе двух лунных стартов, которые были проведены в автоматическом режиме, без космонавтов.

Ныне китайская наука и техника подготовили для лунного пилотируемого полета новый космический корабль, новую ракету-носитель, лунный посадочный модуль и скафандр для высадки китайских космонавтов на поверхность Луны. О том, что все это приближает страну к высадке на Луну, не так давно официально сообщила Канцелярия программы пилотируемой космонавтики КНР.

Успехи Китая в области освоения космоса и отработки космических технологий впечатляют. КНР вышла в мировые лидеры во многих отраслях космической науки и техники. Но может быть, это лишь локальный успех китайских ученых, так сказать победа науки на одном, отдельно взятом направлении?

Вовсе нет. Китай перехватывает лидерство почти по всем направлениям научных исследований. Только что опубликованный рейтинг мировых наукоградов Nature Index 2022 Specialized cities — новое доказательство укрепления научного превосходства Китая над всеми странами мира, включая США. Среди 25 ведущих наукоградов мира — 9 китайские центры науки. В США таких 8, в Великобритании — 2, по одному в Японии, Германии, Южной Корее, Швейцарии. Наукограды определяются по числу научных публикаций и цитированию научных данных ученых, проживающих в этих городах. Так вот, в 9 городах Китая сконцентрировано наибольшее количество ученых, которые публикуют результаты своих исследований.

Всем известно, что общее число научных публикаций китайских ученых давно превосходит аналогичные в других странах. Но в текущем году Китай вышел в лидеры по числу высококачественных научных исследований. То есть китайцы сделали самое большое число публикаций о результатах своих исследований в 82 признанных мировой общественностью журналах высочайшего уровня научной ценности. США — на втором месте, Германия — на 3-ем, Франция на 4-ом.

Согласно рейтингу Nature Index 2022 Specialized cities лидером среди мировых наукоградов является Пекин. Именно в китайской столице живет и работает самое большое количество ученых с мировым именем, которые вносят наибольший вклад в развитие мировой науки. На втором месте Нью-Йорк, а на третьем опять китайский Шанхай. Далее следуют Бостон и Сан-Франциско. При этом доли Пекина и Шанхая в мировую науку растут, а доли Нью-Йорка, Бостона и Сан-Франциско уменьшаются.

Кстати, среди ТОР100 наукоградов мира есть лишь один российский, это — Москва, которая находится на 47 месте.

Такая ситуация в мировой науке объясняется целенаправленной политикой китайского руководства на развитие отечественной науки, создание максимально комфортных условий для работы ученых. Финансирование науки в числе приоритетов государства. Важно и то, что обеспечивается быстрое внедрение научных исследований и технологических разработок в практику.

Мы уже говорили о достижениях Китая в освоении космоса и космических технологий. Прорывные исследования китайских ученых в области исследования ядерной энергии приближают Китай к использованию термоядерного синтеза в энергетике и обладанию неисчерпаемыми источниками энергии. Квантовые разработки привели к созданию новых, невиданных систем связи.

Но аналогичная картина и в других, в том числе гражданских областях. Взять хотя бы авиастроение. Там тоже Китай демонстрирует заметные успехи. В частности, запушен в серию конкурент Боинга 737 — полностью китайский пассажирский самолет С-919. Поставлен на конвейер самолет амфибия. Важно отметить, что речь идет о стране, которая лишь в 21 веке приступила к созданию своей гражданской авиастроительной промышленности.

Такая же ситуация и в автомобилестроении, которое считается сгустком научно-технологической и технической мысли, производство всех типов автомобилей доступно лишь стране, которая обладает соответствующим научным и техническим потенциалом. Уровень автомобилизации страны — показатель ее научно-технического и технологического развития.

Так вот, согласно свежим данным информационного агентства Синьхуа, по состоянию на конец ноября 2022 года в Китае насчитывалось 415 миллионов единиц моторных транспортных средств. А число их водителей превысило 500 миллионов человек и ежегодно их число увеличивается на 25 млн человек. То есть водительские права имеет каждый второй взрослый китаец. Число водителей в возрасте до 25 лет достигло 54,48 миллионов человек, свыше 10 процентов.

Большинство этих автомобилей, мотоциклов произведено в Китае. Ежегодно китайский автопром выпускает по 21−23 млн автомобилей, немалая часть которых — транспортные средства на альтернативных источниках энергии — электромобили, гибриды. И главное, что китайцы могут позволить себе приобрести транспортные средства. По этим показателям Китай является абсолютным мировым лидером. Китай экспортирует свои авто в 100 стран мира. В том числе в США и в европейские страны.

Напомним, речь идет о стране, где еще 35 лет тому назад была запрещена продажа автомобилей частным лицам, а легковые авто производились лишь на двух заводах ограниченными партиями. Машина была привилегией партноменклатуры. А сейчас практически любой китаец при желании может стать водителем собственного транспортного средства

Источник

Оставьте комментарий