Русская история — двести лет под «игом» Карамзина

Русская история — двести лет под «игом» Карамзина

Слово «иго» произошло от латинского «ярмо». В России оно до поры никогда не употреблялось. Разве что ряд польских книжников утверждал, что русский народ находится под ярмом московских владык.

Термин «иго» ввёл в употребление историк Н.М. Карамзин, член масонской ложи «Золотого венца» — «Государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров». Царским и советским историкам этот термин понравился, и нам внушались, что с 1238 по 1480 год русский народ жил под татарским игом.

А что, не было разорённых Батыем Рязани, Владимира, Киева и других городов? Святая правда, было. Но наши историки помалкивают о Костроме, Нижнем Новгороде и многих других уцелевших городах, заплативших дань или отбившихся от татар. Причём татарский историк З.З. Мифтахов, основываясь на Булгарских летописях, утверждает, что нижегородские бояре в 1238 году сами открыли ворота эмиру Гази Бараджу. А к татарскому войску присоединились четыре тысячи нижегородских ратников.

Татары в XII-XV веках ни разу не брали Смоленска, который никогда не платил дань Орде. Десятки московских, тверских, рязанских и прочих князей в 1242—1480 годах ездили на поклон в Орду, но среди них не было ни одного смоленского князя.

А почему татары не взяли Новгород Великий? С.М. Соловьёв писал, что татары испугались разлившихся рек, растаявших болот и т. д. В.В. Каргалов утверждал, что татары вообще не собирались захватывать Новгород. А действительно, зачем им богатейший город Руси? Историки даже описали в красках четыре версии вмешательства «небесных сил», защитивших Новгород.

На самом деле ещё в конце 1237 года от хана Батыя в Новгород пришла грамота с обещанием не разорять город, если новгородцы не будут помогать великому князю владимирскому. И действительно, ни новгородский служилый князь Александр Ярославич, будущий Невский, ни его отец киевский князь Ярослав Всеволодович даже не пытались помогать своему дяде и, соответственно, брату владимирскому князю Юрию Всеволодовичу.

Ярослав, узнав о поражении русской рати и гибели Юрия на реке Сить, оперативно отправился из Киева в разрушенный татарами Владимир. Как он мог сделать это через татарские завесы, историки помалкивают.

По прибытии во Владимир Ярослав объявил себя великим князем, а в 1242 году в инициативном порядке, то есть без приглашения, поехал в Орду с богатой данью. Так и началось знаменитое «иго».

Любопытно, что термина «иго» не было и в Западной Европе. И наши историки нигде в ином месте термин «иго» не используют. Почему-то иго бывает только татарское или татаро-монгольское. На самом деле это были вассальные отношения, широко распространённые в Европе. Кстати, в Европе систематически шли кровавые распри между синьорами и вассалами.

Очень непопулярен факт, что после Батыевой рати 1237−1240 годов татары до 1380 года приходили воевать Русь только исключительно по просьбам наших князей, желавших расправиться с конкурентами.

Да и были ли татары дикими кочевниками? Да, часть татар в XIII-XVI веках продолжали вести кочевой образ жизни. Но только на Волге за это время было построено 75 известных археологам татарских городов. Поскольку они все разрушены, их принято называть «городищами».

Так, Царёво городище на Ахтубе (под Волгоградом) раскинулось на 15 вёрст вдоль реки. Все татарские города были каменными, там имелись роскошные дворцы, мечети и даже водопровод. По сравнению с ними Париж и Лондон XIV-XV веков представляли собой грязные деревни.

На Дону от Воронежа до Азака (Азов) татары построили восемь городов. Около дюжины городов построены на левом берегу Днепра ниже Запорожья. Там было Кучугарское городище площадью свыше 10 гектаров.

Обратим внимание, во всех городах Поволжья до 1380 года не было оборонительных сооружений. До того времени и города, и купеческие караваны находились в полной безопасности.

Официальная отечественная история умалчивает об огромном товарообороте Орды и Руси в XIII-XV веках, осуществлявшемся по Волге. Там ходили русские, арабские, итальянские корабли.

А в нашей истории, как чёрт из табакерки, выскакивает Афанасий Никитин — нужно было доказать, что русские пришли в Индию раньше Васко да Гама. А как насчёт остальных русских купцов? Сколько их было? Куда они ходили?

Сразу после 1991 года несколько татарских историков объявили о «геноциде татарского народа», учинённом русскими во второй половине XIV века. Ну, тут они немножко переборщили. Однако с 1360 по 1420 год ушкуйники убили татар раз в 50 больше, чем Дмитрий Донской на Куликовом поле в 1380 году.

Кто такие ушкуйники? Промышленники из Господина Великого Новгорода и Хлынова (Вятки). Отряды ушкуйников четыре раза брали Джукетау на Каме, разорили все татарские города от Увека под Саратовом до Хазторокани (в 12 км выше Астрахани).

Ушкуйники ходили по Волге, Каме и даже по Студёному морю, где обижали норвежцев, а на Балтике доставалось шведам.

Ушкуи — парусно-гребные быстроходные суда класса «река-море». Но ушкуйники при необходимости успешно сражались в конном и пешем строю. Это было что-то типа русского спецназа.

Татары сами не могли справиться с ушкуйниками и постоянно требовали помощи Москвы. Московские князья Дмитрий Донской, Василий I и Василий II воевали с ушкуйниками с переменным успехом. На воде и в поле ушкуйники обычно били москвичей. Но московские владыки устраивали торговые блокады Новгороду, а затем захватили и Новгород, и Хлынов.

Мелкий эпизод. Это неправда, что в 1410 году Василий I построил крепость Плёс для защиты от нападений татар. Татары никогда не нападали на Русь на судах и могли легко обойти Плёс с обеих сторон. Плёс же был построен в узком месте Волги, где судоходство затруднялось порогами. Там воинство Василия надеялось перехватывать ушкуйников, шедших на татар из района Костромы.

В начале XV века татарские города на Волге и Дону громил Тимур, а с конца XV века русские воеводы начали планомерно разрушать города, увозя камень и кирпич на строительство крепостей Астрахани, Царицына, Саратова и т. д.

Спросите — зачем нам знать столь древнюю историю? Затем, что правдивая история — самое лучшее лекарство для борьбы с тем же национализмом, которые во всем мире ныне набирает обороты. Скажем, сейчас идут разговоры об установке памятника Ивану Грозному в Казани. Я категорически против — зачем разжигать национальную рознь, тем более, что прошлые отношения русских и татар вовсе не представляли непримиримой вражды? А вот о памятнике двум царям, бок о бок въехавшим в поверженную Казань, Ивану Московскому и Шах-Али Касимовскому, можно подумать.

А кто такой царь Касимовский? Василий II в ходе 30-летней гражданской войны со своими братьями и племянниками решил опереться на татарских «полевых командиров» и отдал им «в кормление» несколько русских небольших городов — Рузу, Звенигород, Романов, Мещерский городок и др. Лет через 30 татар из всех городков, кроме Мещерского, вывели, а Мещерский городок переименовали в Касимов по имени хана, которому он был отдан. Василий III и Иван Грозный хотели сделать из Касимова макет нового русско-татарского государства, чтобы без войны можно было бы объединить Москву и Казань. К сожалению власть в Казани захватили крымские Гиреи и их сторонники. В итоге Ивану IV и Шах-Али пришлось штурмом брать Казань.

Источник

Оставьте комментарий